Бронетранспортер БТР-90

Бронетранспортер БТР-90

Колесная формула: 8х8;

Экипаж, чел.: 3+7 (десант);

Полная масса, кг: 20920;

Габаритные размеры, мм: длина – 8300, ширина – 3125, высота – 3025, клиренс – 525;Радиус поворота: за счет управляемых колес, м – 14; с бортовым поворотом, м - 6;

Вооружение (боезапас): 30-мм пушка 2А42 (500); 7,62-мм пулемет ПКТ (2000); гранатомет АГ-17 (400); ПТРК «Конкурс» (4);

Двигатель: 2В-06-2С, многотопливный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом;

Мощность двигателя, л. с.: 510;

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 100, по пересеченной местности – 50, на плаву - 10;

Запас хода по топливу, км: 900;

Преодолеваемые препятствия: подъем, град - 30; крен, град – 25; ров, м – 2; стенка, м - 0,6

Одной из последних российских разработок в области колесных боевых машин стал бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем Новгороде в начале 1990-х гг. и в настоящее время проходящий испытания. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 г., а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 года. БТР-90 отличают новая компоновка и усиленное вооружение, превосходящее вооружение гусеничной боевой машины пехоты БМП-2.

Потребность в усилении вооружения и защищенности основного колесного бронетранспортера, выявившаяся в ходе локальных конфликтов 1980-90-х гг., уже не могла быть реализована в рамках эволюционного процесса развития семейства машин БТР-60/70/80. Требовалась новая, более мощная и грузоподъемная база, способная нести увеличенную нагрузку и обеспечивающая больший заброневой объем. В то же время новая машина должна была сохранять все положительные черты бронетранспортеров предыдущего поколения, достигших высокого уровня совершенства.

В результате нижегородскими конструкторами ОАО «ГАЗ» был создан бронетранспортер, внешне напоминающий несколько увеличенный БТР-80, однако имеющий значительно большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а внутренний объем до 12 м3.

Конфигурация передней части БТР-90 напоминает очертания швейцарского колесного танка, верхний передний лист не имеет излома и окон, а нижний лобовой лист установлен с большим углом наклона, что повышает снарядостойкость и позволяет преодолевать препятствия высотой до 1,5 м. Волноотражательный щиток в походном положении откидывается на верхний броневой лист.

Сварной корпус бронетранспортера изготовлен из бронелистов увеличенной толщины, что в сочетании с рациональными углами их наклона обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Для повышения защитных свойств машины на ней могут устанавливаться дополнительные элементы бронирования, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты.

Значительно усилена противоминная защита БТР-90, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне, в частности, днище машины имеет V-образную форму, обеспечивающую большую стойкость к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское.

Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером, обеспечивающим комфортные условия экипажу и десанту. В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеется у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над ним может монтироваться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.

Командир машины вместе со стрелком-наводчиком располагаются во вращающейся башне. Для ведения огня из штатного оружия десанта в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80, в откинутом положении облегчают выход из бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника. Используя половины люков как подножки, пехотинцы, стоящие в них, могут вести огонь на ходу из ПЗРК «Игла» или гранатометов.

БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем Челябинского завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля, расположенного в корме машины, 510 л. с. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист.

Для движения на плаву используется два водометных движителя. Их водозаборные отверстия расположены в днище машины, за задними колесами, и закрыты защитными решетками. На испытаниях в морских условиях БТР-90 продемонстрировал способность совершать «заплывы» при волнении до трех баллов, входить с воды на аппарель десантного корабля и сходить с нее в воду. Коробка передач автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот «по-танковому», В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения бронетранспортера вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.

Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по сильнопересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом бронетранспортер сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес.

БТР-90 первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.

Источник - zonwar.ru